Воскресенье, 19.05.2024, 09:51
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ преподавателя Мельниковой Ирины Алексеевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


помощь молодому учителю

Помощь молодому учителю в профессиональном становлении.

Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессионализма, самоопределения личности. Этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении, причём на каждом этапе начала карьеры:

? при вхождении в профессиональное образовательное пространство;

? в профессиональном самоопределении;  

? в творческой самореализации;

? в проектировании профессионального роста;  

? в период самоорганизации и развитии профессиональной карьеры.

Два ведущих направления выделяются в становлении учителя: профессионализация (новые качества профессионала) и социализация (появление новых качеств личности).

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год их работы. Экзамен, который держит учитель в течение всего первого года работы, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптации молодого учителя в этот период тесно связана с специфическим объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимы и контакты с опытными педагогами. Для начинающих трудовая деятельность мастеров — школа профессионализма мастерства, ответственного отношения к своему делу. Надо ли убеждать руководителей школы, как важно привлечь учителей мастеров к передаче опыта молодым? Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создаёт предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.

Когда-то постановлением правительства бывшего Союза была введена обязательная стажировка молодых педагогов. Это обязывало и органы народного образования, и руководителей школ уделять внимание начинающим учителям в первый год их самостоятельной работы, помнить об их нуждах, запросах, находить время для постоянной помощи, совета, поддержки. Каждый выпускник вуза проходил стажировку по индивидуальному плану, разработанному совместно с руководителем, который назначался из числа лучших, опытных учителей. Директор школы отвечал за реализацию этого плана, который составлялся так, чтобы молодой учитель мог проявить себя во всех важнейших формах педагогической деятельности — на уроке, во внеклассной работе, в общении с родителями учеников. За десять месяцев стажёр в соответствии с индивидуальным планом изучал принципы перспективного и текущего планирования учебно воспитательного процесса, принимал участие в планировании работы школы, составлял поурочные планы преподавания своего предмета. При этом он получал постоянно необходимые консультации, советы, помощь руководителей школы и своего наставника. Думаем, что этот способ помощи молодому учителю не стоит предавать забвению.

Сегодня, как правило, молодой учитель становится классным руководителем. Помогите ему освоить навыки этой работы, изучить состав учащихся класса, их индивидуальные особенности, составить психолого педагогическую характеристику класса, подготовить несколько тематических классных собраний — ученических и родительских, организовать различные формы общественно полезного труда учащихся.

Наставнику молодого учителя целесообразно с первого месяца работы вовлечь его в школьное или районное методическое объединение, побудить к активному участию в его работе, выбрать и разрабатывать одну из методических тем с последующим рефератом, который полезно обсудить на заседании методобъединения. Очень способствует профессиональному становлению молодых учителей посещение уроков опытных учителей по своему и другим предметам, участие в их анализе, проведение двух трёх открытых уроков. В конце учебного года попросите молодого учителя сделать письменный отчёт, в котором отразить выполнение индивидуального плана, участие в методической, научно исследовательской работе, в общественной жизни коллектива. Это нужно не для контроля, не для того, чтобы «погрозить пальцем» начинающему педагогу — это нужно для него, для самоосмысления своих трудностей и достижений.

Директору и его заместителю по учебной работе придётся создавать необходимые условия для выполнения индивидуального и контролировать эту деятельность. Призовите в помощники методистов Центра развития образования (бывшего методкабинета), который расширит аудиторию общения молодого специалиста. Рефлексия — необходимое профессиональное качество. Объясните это молодому коллеге.

По итогам работы за год руководителю неплохо бы подготовить приказ о резуль татах деятельности вчерашнего выпускника вуза, а также его характеристику. Это поможет руководителю осмыслить своё участие в его становлении, повысит ответственность за его дальнейшую судьбу. А главное — уже за первый год руководитель сможет выявить деловые качества молодого учителя, рационально их использовать, а недостатки вовремя устранить. На основе итогов работы и характеристики полезно составить план работы с молодым учителем на последующие два года, включив в него посещение специальных семинаров при районном методическом кабинете, специальных групповых и индивидуальных консультаций, проводимых опытными учителями. Если в районе есть школа молодого учителя или школа передового опыта, посоветуйте молодым коллегам посещать её.

Руководителям школы в первые годы работы молодого специалиста советуем выявлять его позитивный опыт. Способы таковы:

? посещение уроков, других форм учебных занятий, воспитательных мероприятий, практических дел;  

? изучение качества знаний, умений и навыков учащихся в процессе внутришкольного контроля (постоянная диагностика), а также в ходе экзаменов, олимпиад, конкурсов, выставок, общественного смотра знаний;  

? беседы с молодыми учителями по результатам работы за четверть, полугодие, учебный год;  

? изучение отзывов детей и их родителей;  

? проведение открытых уроков;

? выступление с сообщением, докладом из опыта работы на педсовете, семинаре, педагогических чтениях, конференции;  

? подготовка и проведение общественной аттестации.

Проникнуть в творческую лабораторию молодого учителя непросто. Изучение и обобщение педагогического опыта — особый вид педагогического исследования, в котором существует три уровня: научный, методический и практический. Научный уровень предполагает обобщение фактов, выявление новых закономер ностей, лежащих в основе педагогического опыта. Этот уровень врядли доступен при анализе опыта молодых. На методическом уровне раскрывается система конкретных действий, конкретной методики. При этом даётся характеристика достигнутых результатов, показывается, к каким улучшениям качества знаний и развития ведёт реализация используемых приёмов и методов. На этом уровне изучение педагогического опыта осуществляют методисты. Практический уровень представляет собой описание определённой системы педагогической деятельности, показ результатов опыта учителя, его преимущества и перспективы использования. Это делают руководители школы, председатели методических объединений.

Сегодня широкое распространение получила педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального опыта молодого учителя. Она помогает выявить его затруднения, способствует поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить способы их развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Наиболее эффективным при проведении диагностики является использование метода экспертных оценок и статистического анализа информации (статья об этом эффективном способе публикуется в этом выпуске журнала — примечание редакции). При этом осуществляется оценка труда как бы со стороны, но при диагностике учитель получает сведе ния о требованиях к своему труду, о спо собах оценки и тем самым овладевает умением самостоятельно диагностировать свой труд и опыт, обретает способность к самоанализу и самооценке.

Руководителям школы полезно ознакомить молодых учителей со способами, разработанными В.П. Беспалько. Он выделил четыре основных компонента профессионального самосознания:

? «актуальное Я» — каким сейчас себя видит учитель;

? «ретроспективное Я» — каким он себя видит на начальных этапах работы;

? «идеальное Я» — каким хотел бы стать учитель;  

? «рефлексивное Я» — как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оце нивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

Актуальное «Я» — центральный элемент профессионального самосознания учителя и основывается на трёх других.

Этапы самодиагностики — самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция — образуют замкнутый цикл. Молодой педагог учится исследовать свою деятельность, определять свои затруднения, потребности, возможности для самосовершенствования деятельности. Молодой учитель становится активным субъектом своего профессионального роста. Таков личностно ориентированный развивающий подход в управлении профессиональным становлением молодого педагога. Он существенно отличается от традиционного директивно опекающего стиля, при котором учитель долго остаётся учеником, нуждается в «костыле».

Самодиагностика, саморефлексия избавляют молодого педагога от мелочной опеки, очень быстро выводят его на новый уровень самоорганизации — в режим непрерывного профессионального самосовершенствования. Это высшая ценность управления профессиональным становлением молодого специалиста в контексте личностно ориентированного подхода.

Как правило, различного рода знания, которые приобретает молодой педагог в процессе самообразования, часто не могут быть перенесены в исходном виде в педагогическую практику. Ему надо помочь соотнести их с профессиональными задачами, освоить и адаптировать. Внутренний механизм использования информации заключается не только в её отборе, оценке, а, главное, — преобразовать способы деятельности, выстроить в педагогические ситуации. Наибольший интерес молодые учителя проявляют к книгам методического характера, и это понятно: их рекомендации можно использовать в практической работе. Но убедите молодого коллегу, что «нет ничего практичнее» хорошей теории. Без теоретического осмысления своей практики самообразование молодого учителя будет неполным.

Важнейший критерий эффективного самообразования молодого учителя — внедрение в практику теоретических положений, закономерностей. 

На этом этапе становления молодой специалист нуждается в накоплении некоего профессионального багажа. Его наставникам стоит оказать ему помощь в составлении профессионального портфолио, содержание которого может быть представлено:

? докладами, с которыми педагог выступал на занятиях методического объединения или педсовете;  

? планами конспектам наиболее интересных уроков;  

? видеофрагментами уроков;

? схемами анализа и самоанализа уроков;  

? педагогическим дневником, в котором отражены его наблюдения, размышления;  

? протоколом индивидуальных проблемных интервью, проведёнными со школьниками по одной из тем учебного курса;  

? эссе, в котором отражены приобретённые в процессе самообразования знания, критические оценки своей подготовки, определяющие дальнейшие направление самосовершенствования.

Для руководителей школ и наставника портфолио — наглядный показатель уровня подготовки молодого учителя к общественной аттестации. Очень важно и его эмоциональное состояние. Если юношеское представление о будущей профессии сменяется убеждением в правильности выбора профессии, если учитель не пасует перед жёсткой реальностью, значит, начальный период трудовой педагогической деятельности свидетельствует об устойчивости мотивации, о стремлении преодолеть трудности. По нашим исследованиям, у 15% респондентов укрепилось желание работать учителем; у 52% оно сохранилось, у осталь ных 33% первоначальная привлекательность педагогической профессии претерпела негативные изменения, у 12% появилось желание сменить её. Значит, не было на начальном этапе профессионального становления молодого специалиста заботливого старшего коллеги. Это подтверж дает и опрос учителей о влиянии положительных факторов на их отношение к профессии, на устойчивость мотивации. Наибольшее положительное влияние на 41% опрошенных учителей оказало взаимодействие с администрацией. Профессиональное взаимодействие! А вот на отрицательное отношение к профессии, на пересмотр своего выбора повлияли общение со школьными учителями, старшими коллегами, общение с родителями учащихся, наиболее отрицательное влияние оказало общение с учащимися. Около 15-14% молодых учителей разочаровались в профессии из за недостатка знаний и навыков практической работы, а также из-за низкого престижа профессии, из за перегруженности работой, обусловливает в значительной степени их неудовлетворённость профессиональной педагогической деятельностью.

Хотелось бы помочь директорам школ — подсказать им, какие трудности испытывают молодые педагоги в процессе профессионального становления.

Неудовлетворённость ведь часто появляется из за проблем, которые возникают в практической деятельности молодого учителя и с которыми ему трудно справиться. Главную трудность выпускники педагогических вузов испытывают в установлении психологического контакта с учащимися как на уроке, так и во внеу рочной работе. Особенно плохо учителя подготовлены к работе с «трудными» учащимися, они часто теряются, когда нужно разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих в классе. Многие испытывают трудности в работе с родителями из-за отсутствия знаний по семейному воспитанию, умению вести педагогическое просвещение родителей, привлекать их к совместной работе.

К наиболее трудным проблемам молодые учителя относят также трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. К слову сказать, это действительно самые трудные проблемы в педагогике.

Значительные трудности испытывают они при проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Это же отмечают и руководители школ. Нередко после окончания педагогического вуза молодой специалист отождествляет роль воспитателя лишь с должностью классного руководителя, понимая под воспитательной работой только внеклассные и внешкольные занятия, проведение соответствующих мероприятий. Начинающий учитель ещё недостаточно чётко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном «чистом» виде, что каждое его действие по отношению к детям имеет определённый воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить своё поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач. Воспитательные действия молодого учителя зачастую необдуманны, порой слишком поспешны, импульсивны. Осложняет ситуацию то, что не сразу устанавливаются необходимые контакты, доверительные отношения с учениками. Это важная про блема адаптационного периода и слож ность её решения часто ведёт к професси ональной неуверенности. Трудно молодым формировать у слабоуспевающих детей навыки успешного учебного труда, приёмы рациональной деятельности, предвидеть результаты педагогического воздействия, определять зону ближайшего развития учащихся.

Эти недостатки профессиональной подготовки молодого учителя в вузе приходится корректировать руководителям школ и наставникам молодых в период их профессионального становления.

Итак, основные сферы помощи:

? углубление знаний по вопросам формирования коллектива, развития личности, воспитание общения и взаимопо нимания;  

? организации активной деятельности учащихся;

? формирование положительного отношения к знаниям.

Эти трудности отражают не только недостатки вузовской подготовки, ибо они устранимы, но и внутренние противоречия и особенности самого этапа профессионального становления, на котором выпускник вуза, принявший на себя роль учителя, только ещё начинает практически овладевать ею в реальных условиях. В процессе профессионального становления молодой учитель только начинает выделять стержневые идеи, приоритетные задачи.

Главным является умение держать себя перед классом, владение своеобразной самопрезентацией: жестом, мимикой, речью, интонацией и т.д. Только овладев этой техникой, учитель может уделять основное внимание содержанию учебного материала, логике его изложения. Затем он превращает само это содержание в средство организации учащихся, а центральным процессом, который он начинает контролировать, становится его взаимодействие со школьниками. Однако он не остаётся наедине с этими трудностями, со своим первым опытом, качество которого в решающей степени зависит от того, в какой мере он соотнесён с опытом других учителей, с профессиональным опытом коллектива в целом. 

Многие выпускники педагогических вузов, жители города, едут на работу в сельские школы, поэтому возникает комплекс дополнительных проблем, связанных с их адаптацией к сельским условиям жизни, к быту, общению и т. д. Характерная особенность эмоционального состояния начинающего учителя горожанина на селе — внутренняя напряжённость, каждый урок для него — серьёзное испытание, каждый эпизод в отношениях с учащимися и их родителями — проблема

В начальный период профессиональной адаптации обстоятельства всецело проти востоят молодому учителю. У одних трудности стимулируют активность их преодоления, у других вызывают разочарование в профессии.

Профессиональная адаптация происходит у молодых по разному. Большую сложность представляет вступление в новый коллектив. Попав в новую среду, молодой специалист постоянно контролирует себя, адаптируется к её специфике, вырабатывает новый стиль поведения. Находясь в новом коллективе, он неизбежно приобщается к его опыту, усваивает его традиции, ценностные нормы. Большое значение в профессиональном становлении, в совершенствовании личности молодого педагога имеет нравственная основа коллектива, его морально психологическая атмосфера, которая бывает и созидательной, и разрушительной.

Педагогическое руководство профессиональным становлением молодого учителя представляет собой не отдельные воздействия на него, а длительный многоаспектный процесс взаимодействия. С первых же шагов директору предстоит решить, какие классы дать выпускнику вуза. Один считает, что новичка нужно последовательно провести по всему школьному курсу, так как это даёт ему возможность лучше усвоить программный материал, уточнить, что и когда можно и нужно требовать от учеников, и проверить, в каких классах легче работать. Другой полагает, что молодой учитель должен начинать со старших классов: программа в них по содержанию ближе к вузовским курсам, значит, доступнее выпускникам института. И разница в возрасте со старшеклассниками незначительна. И та, и другая точки зрения имеют свою логику. Поэтому учебная нагрузка и выбор классов для начинающего педагога должны решаться с учётом его индивидуальных особенностей, желания, условий работы

Особые волнения доставляют первые уроки. Впечатления о них часто остаются в памяти на всю жизнь. В школах, где работе с педагогической молодёжью придают большое значение, руководители школ и опытные учителя помогают подготовиться к первым урокам: совместно составляют поурочные планы, обсуждают отдельные стороны урока, возможные ситуации. Иногда молодые специалисты «проигрывают» первые уроки перед руководителями или перед опытными коллегами. Справедливо считается, что качество первых уроков начинающих учителей — это своеобразная оценка педагогического опыта и такта коллектива школы и её руководителей. Первые уроки надо проводить без присутствия посторонних. Так проще знакомиться с учениками и установить с ними контакты.

Объективные трудности первых лет практической деятельности неизбежны. Помощь старших коллег, активное формирование устойчивой и осознанной мотивации, управление процессом становления помогают молодым успешно их преодолеть, быстрее стать профессионалом.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: нимфа (03.07.2014)
Просмотров: 3051 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск